Лимон – это автомобиль (зачастую новый), у которого проявились дефекты сразу после того, как он был куплен. В принципе, так можно назвать любое транспортное средство с многочисленными и существенными недостатками, и вообще любой продукт с большими недостатками, мешающими использовать его по назначению.

Этимология

Это слово используется для описания существенно дефектных (неисправных) автомобилей уже около 100 лет, и первые его упоминания встречаются в начале 20 века в Американском и Британском сленге.

Первый случай публичного использования слова «Лимон» для определения проблемного автомобиля был упомянут в рекламе Volkswagen, созданной Джулианом Кенигом и Гельмутом Кроне, как части рекламной кампании Вильяма Бернбаха. С данной рекламой можно ознакомиться в созданном в 1960 году фильме Doyle Dane Bernbach, который является продолжением их рекламной кампании “Think Small” («Думай мало»), созданной для бренда Volkswagen.

Рынок Лимонов

Экономист Джордж Акерлоф в его научной работе «The Market for Lemons: Quality Uncertainty and the Market Mechanism» («Рынок Лимонов: Неопределенность качества и Механизм рынка»), изданной в 1970 году, определил так называемые «проблемы Лимона», которые поражают рынок и характеризуются ассиметрией доступной  информации (когда продавец знает о качестве товара больше, чем покупатель).

Предполагается, что покупатели не могут точно определить разницу между высококачественным автомобилем («Персиком») и «Лимоном». Они платят некую усредненную цену за присутствующие на рынке «Персики» и «Лимоны». Однако продавцы знают, что они продают. Продавая по текущей фиксированной цене рынка, продавцы будут продавать в первую очередь «лимоны», и не будут продавать «персики», желая продать их дороже. Из-за чего качество продаваемых на рынке товаров деградирует со временем.

Научная работа Акерлофа показывает, как цена может влиять на качество товаров на рынке. Низкие цены заставляют продавцов высококачественных товаров убирать такие товары с данного рынка, и оставлять на продажу только «Лимоны».

Таким образом создается неблагоприятный отбор, который убирает высококачественные автомобили с рынка. Неблагоприятный отбор является рыночным механизмом, который в итоге приводит к краху рынка.

Акерлоф, Майкл Спенс и Джозеф Стиглиц в 2001 году получили Нобелевскую премию по экономике за анализ рынков с асимметрично доступной информацией.

Подобным изучением занимались и другие экономисты, до и после публикации работы Акерлофа, но первый «Лимонный закон» был предложен в Калифорнии только в 1980 году.

Новые автомобили

Новые автомобили могут содержать скрытые механические дефекты, проявившиеся  как из-за плохого проектирования, так и во время уже самого процесса изготовления деталей автомобиля. Причинами могут служить: некорректная установка запчастей, оставление внутри автомобиля каких-то сторонних приспособлений и механизмов, используемых для его сборки, а также химические и механические повреждения материалов, используемых при сборке.

Выражения "Friday afternoon car" («Автомобили вечера пятницы») или "Monday morning car" («Автомобили утра понедельника») используются в британском сленге для описания автомобилей, которые выпущены с многочисленными дефектами или отличаются чрезмерным количеством гарантийных претензий в начале срока своей эксплуатации. Это устоявшееся выражение основано на мнении, что рабочие в сборочном цехе наиболее вероятно делают ошибки по окончании трудовой недели или сразу после выходных, так как в это время у них наблюдается наименьший интерес к выполнению своей производственной деятельности.

В законодательстве о защите прав потребителей под словом «Лимон» подразумевается автомобиль, в котором одни и те же проблемы проявились несколько раз и потребовали многократного ремонта (например три раза за короткий период, когда предыдущие попытки ремонта не привели к исчезновении проблемы) или когда дефекты послужили причиной того, что автомобиль из-за ремонта невозможно использовать по назначению в течение длительного периода (от 30 дней и больше).
Лимонный закон обязывает производителей выкупать обратно дефектные автомобили или менять их на новые. В некоторых американских штатах, данное правило применимо даже в том случае, если автомобиль уже был перепродан его первым владельцем новому покупателю, и даже в случае многократной перепродажи.

Несмотря на то что в большинстве штатов производители и дилеры не обязаны обслуживать по гарантии автомобили, которые были экспортированы за пределы штата, по крайней мере один штат (Калифорния) начал обязывать производителей обслуживать любые автомобили своего собственного бренда: как те, что были экспортированы в другой штат, так и те, которые были импортированы из других штатов в Калифорнию.

Подержанные автомобили

Вновь купленные подержанные автомобили могут иметь те же проблемы, что и новые автомобили, связанные с внутренними повреждениями или плохим ремонтом после того, как они поучаствовали в ДТП. Кроме того, продавцы могут намеренно скрывать большой пробег, механические повреждения, коррозию и другие дефекты.

Под категорию «лимонов» попадают и автомобили с т.н. «cut and shut or clipping» («вырезкой и заменой»), когда в приобретаемом автомобиле вырезается / удаляется дефектная часть, которая заменяется на аналогичную от другого автомобиля, а также «автомобили-конструкторы», сваренные кустарным способом из разных частей. Если такие автомобили были некачественно отремонтированы, то они являют собой реальную угрозу: на высоких скоростях или при возникновении ДТП автомобиль может разорвать на части из-за плохо проваренных швов или несоответствия приваренных частей или их материалов. В Великобритании к таким «восстановленным» автомобилям применяются те же требования, что и к новым автомобилям, выпущенным с конвейера. Они и не будут допущены на дороги без тщательной инспекции, им выдаются новые регистрационные номера и они должны пройти соответствующие стандартные тесты. Если всё пройдено успешно, то они получают при регистрации метку «Q», означающую что это автомобиль-конструктор, созданный из композитных материалов, а не оригинальный автомобиль от производителя. В некоторых штатах США продажа таких автомобилей находится вне закона. Автомобили, сваренные из двух и более основных частей вместо одной цельной иногда называют "zipper cars", что дословно можно перевести как «Автомобили на застежке-молнии».

Плохо отремонтированные автомобили также имеют риск нарушения целостности. В отличие от тяжелых грузовых автомобилей, имеющих отдельные кузов и раму, большинство легковых автомобилей производится с 1987 года по технологии цельной конструкции. Это экономит вес, но цельный автомобиль больше подвержен изгибам и вмятинам (это сделано специально чтобы погасить часть энергии при ударе), и может быть существенно поврежден в случае серьёзного ДТП, в результате чего транспортное средство не всегда возможно полностью восстановить, и некоторые его механические части будут подвержены преждевременному износу (особенно если на поврежденном автомобиле продолжили самостоятельное движение сразу после серьёзной аварии).

Сегодня в США есть специальные интернет-сервисы, которые помогают узнать подробную историю автомобиля по его идентификационному номеру (VIN). В них содержатся различные публичные данные о транспортных средствах, такие как марка и модель, а также возвращался ли данный автомобиль на основании «лимонного закона». В них может также содержаться информация о незначительных / умеренных повреждениях в результате ДТП или ненадлежащего технического обслуживания автомобиля. Также может быть информация о том, принадлежало ли данное транспортное средство компании по аренде автомобилей, полиции или аварийным службам, либо таксомоторному парку. Однако к отсутствию подобной информации не говорит о том, что автомобиль «чист», поскольку эти сервисы показывают только ту информацию, к которой смогли получить доступ.

Понятно, что производителям невыгодно публиковать информацию о возвращенных по «лимоновому закону» автомобилях, и они всячески стараются её скрывать от подобных сервисов, используя различные недобросовестные методы, такие как задержка автомобиля у дилера на короткий период и переоформление его через специальные инвентаризационные («только для дилеров») аукционы, где возвращенный автомобиль повторно выпускается в рынок подержанных автомобилей, как «чистый» автомобиль.

Несмотря на то, что упомянутые выше сервисы могут отображать полезную информацию о проблемных автомобилях, покупателям при наличии сомнений рекомендуется самостоятельно проводить осмотр приобретаемого подержанного авто, с привлечением автомастерских и автомехаников, которым они доверяют.

Лимонный закон

Лимонные законы - это законы американских штатов, которые защищают покупателей автомобилей, а также других механических и электронных товаров, в результате чего последние имеют право на компенсацию средств, потраченных на товары, в которых периодически выявляются дефекты по качеству, или недостатки, мешающие их использованию по прямому назначению.

Несмотря на то, что дефекты могут быть выявлены в массе механических и электронных товаров, начиная от небольших геликоптеров до огромных машин и механизмов, термин «лимон» чаще всего употребляется в отношении дефектных транспортных средств, таких как легковые автомобили, грузовики, внедорожники и мотоциклы.

Такие транспортные средства и называют «лимонами». Федеральный Лимонный закон был издан в 1956 году и защищает жителей всех штатов. Местные лимонные законодательные акты отличаются для разных штатов и могут не распространяться на подержанные автомобили или автомобили в лизинге, а также другие товары. Права, предоставляемые законодательством, часто перекрывают права покупателя по гарантии на приобретаемое транспортное средство.

Лимонный закон – это общее название для всех подобных законов, но в каждом штате они могут иметь свои названия для законов и подзаконных актов.

Для всех продаваемых транспортных средств существуют два типа гарантии. Экспресс гарантия обычно подробно описана в руководстве пользователя, предоставляемого производителем автомобиля и в других предпродажных и рекламных материалах, и отличается в зависимости от модели или даже партии произведенных транспортных средств. Предполагаемая (или подразумеваемая) гарантия обозначает, что продаваемый продукт будет максимально соответствовать стандартным требованиям по качеству, предъявляемым к производимому продукту, чтобы его можно было использовать по прямому назначению. Это подразумевает, что производитель несет полную ответственность, и в случае поломки должен устранить дефект или заменить товар.
Федеральные лимонные законы распространяются на все механические товары. В федеральном Лимонном законе также предусмотрено, что гарант должен оплатить любые судебные издержки, в случае выигрыша иска против него. То же предусмотрено в большинстве лимонных законов в отдельных штатах.

Основы

В основе большинства лимонных законов лежит соблюдение Гарантии производителя. Гарантия производителя – это ответственность производителя за ремонт проданных неисправных транспортных средств и других товаров. Это особая форма гарантии. Экспресс гарантия обычно подробно описана в каком-либо документе производителя. Подразумеваемая гарантия, в отличие от Экспресс-гарантии, обычно нигде не описана. Закон налагает обязанности гарантии на производителя, продавца или обоих в зависимости от условий продажи товара. Это может  различаться от штата к штату.

Несмотря на то, что каждый штат предъявляет различные требования по применению Лимонного закона, основное условие, которое является общим практически для всех юрисдикций, это то, что товар должен приобретаться с гарантией. Действие федеральных лимонных законов не распространяется на товары, которые приобретались по принципу «как есть» или «с известными повреждениями и недостатками»

Канада

Canadian Motor Vehicle Arbitration Plan  (Канадская Арбитражная Программа для Моторного Транспорта, или КАПМТ) - это программа по разрешению споров для канадцев, которые имеют проблемы со своими транспортными средствами, связанные с некачественной сборкой или с тем, как производитель применяет свою гарантию по отношению к новым автомобилям. КАПМТ касается новых и подержанных автомобилей, тех, которые находятся в собственности и были взяты в аренду, начиная с текущего модельного ряда и до четырех последующих модельных лет.

КАПМТ бесплатен для потребителей и все слушания проводятся в Домашних потребительских обществах. Этот процесс обычно занимает менее 70 дней от начала и до конца. Процедура настолько простая, что большинство потребителей в состоянии отстоять свои права без необходимости применения услуг специальных адвокатов. Производители также не пользуются услугами адвокатов. Их представители обычно либо работают у них, либо работали раньше и ушли на пенсию. Инспекция транспортного средства почти всегда является неотъемлемой частью разбирательства, и арбитр может заказать технический осмотр транспортного средства за счет программы, если это требуется.

Арбитры КАПМТ вправе обязать производителя выкупить автомобиль обратно, отремонтировать его в собственном сервисном центре, заплатить за ремонт уже отремонтированного автомобиля, а также оплатить все расходы, связанные с буксировкой. Диагностикой, арендой эвакуатора и другими услугами, связанными выявлением дефектов и ремонтом транспортного средства. Арбитр может также вынести вердикт, что производитель не несет никакой ответственности.

КАПМТ действует на всей территории Канады.

Сингапур

Подобный «Лимонный закон» был принят Сингапурским парламентом 1 сентября 2012 года, для усиления защиты прав потребителей. Сингапурский Лимонный закон применяется ко всем товарам (включая расходные материалы и скоропортящиеся товары), однако он не распространяется на услуги.

Согласно закону, потребители вправе заявить о дефектном товаре в течение 6 месяцев с момента его получения, и они не обязаны доказывать, что дефекты явились следствием эксплуатации или же произошли по вине некачественной доставки, эти обязанности полностью возлагаются на продавца. Потребитель вправе потребовать ремонта или замены товара, и если это невозможно, то имеет право попросить скидку на новый аналогичный товар или же полностью вернуть деньги.


Австралийский владелец проблемного Jeep Grand Cherokee, разозлившись на компанию, которая не захотела заменить ему автомобиль, записал рэп-видео. Ролик посмотрели уже несколько млн пользователей.

I Made A Mistake I Bought A Lemon Jeep song by Teggy – Jeep Grand Cherokee, what a lemon!
X
04:19 мин
0
YES
 
0
NO
 
0
e

Add comment


Security code
Refresh